Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБ ДОУ"Детский сад №15" г. Орла
OBR57.ru

Доступная среда

Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания "включающего" общества. "Включающее" образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

  Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.

  Восемь принципов инклюзивного образования:

 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. Все люди нуждаются друг в друге;

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

  Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать. Инклюзия касается всех детей детского сада, а не только тех из них, которые имеют трудности в развитии. Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.

  Инклюзивное образование предполагает:

  - изучение потребностей ребенка;

  - определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;

  - создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

   Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

  Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Информация по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 15 города Орла.

Наличие специально оборудованных учебных кабинетов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ : 2 логопедических кабинета, 1 кабинета педагога – психолога.

Групповые помещения и оборудованные учебные кабинеты специалистов обеспечены мебелью, игровым оборудованием, дидактическими материалами и развивающими играми в достаточном количестве и в соответствии с возрастом детей. Помещения содержат материалы, направленные на развитие и коррекцию речевых и неречевых нарушений детей с ОВЗ - с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико - фонематическими нарушениями речи, с задержкой психического развития. Имеются необходимые игровые материалы, методические пособия для решения коррекционно - развивающих, воспитательно - образовательных, оздоровительных задач в каждой группе. Специалистами осуществляются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с ОВЗ, консультативная работа с родителями, педагогами. Развивающая среда групп постоянно обновляется в соответствии с комплексно - тематическим планированием педагогов.

Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОЗВ:

  • экологические зоны в каждой группе;
  • зоны экспериментирования в каждой группе;
  • книжные уголки в каждой группе;
  • игровые зоны в каждой группе;
  • дидактические зоны в каждой группе.

Специальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ адаптированной образовательной программой МБДОУ не предусмотрено.

Предоставление услуг на объекте МБДОУ № 15: 

-Вход в здание оборудован  кнопкой вызова сотрудника охраны. Доступ в здание осуществляется с помощью персонала.

Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: 

-В МБДОУ № 15 организовано 5 - ти разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Питание осуществляется в соответствии СанПин 2.3/2.4.3590-20. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

-В МБДОУ № 15 созданы все условия для охраны здоровья воспитанников согласно СП 2.4.3648-20

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.