Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации - https://edu.gov.ru/
федеральный портал "Российское образование" - http: // www.edu.ru;
информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http: //windowПОРТАЛ .edu.ru;
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http:// scholl - collection.edu. ru;
федеральный центр информационно - образовательных ресурсов - http:// fcior.edu.ru
портал муниципальных услуг-http://uslugi.vsopen.ru
cоциально-институциональная сеть системы образования-http://www.sisso.org.ru
официальный интернет портал правовой информации - http://pravo.gov.ru/
все для детского сада:конспекты занятий,методические разработки ,сценарии детских праздников, игры и поделки МААМ.RU - http://www.maam.ru/
В Детском саду сформирована материально-техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей.
Материально-техническое состояние Детского сада и территории соответствует действующим санитарным требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда.
МБ ДОУ «Детский сад № 15» имеет городское отопление; водоснабжение холодной и горячей водой, канализацию, пищеблок, прачечную, 4 групповые комнаты, логопедические кабинеты, кабинет педагога – психолога, энергоэффективное освещение помещений, видеонаблюдение.
Здание детского сада нежилое двухэтажное. Учебно-вспомогательные помещения- 284 кв. м; административные – 12,9 кв. м; подсобные – 204,3 кв. м; медицинский кабинет – 12,3 кв. м; пищеблок – 17,4 кв. м. Прачечная – 34,5 кв. м. Все здания находятся в оперативном управлении. Имеют свидетельства государственной регистрации права, санитарно-эпидемиологические заключения.
Пищеблок оснащен: необходимым холодильным оборудованием, столами для готовой продукции и приготовления блюд, мясорубками, четырехконфорочной плитой, электронными весами, мойками, водонагревателем.
Территория учреждения огорожена забором, озеленена, есть цветники. В вечернее время освещается. Имеет 4 прогулочных участка, разграниченных деревянным штакетником, 4 песочницы, 1 веранда. На участках ДОУ расположены малые архитектурные формы. Территория ДОУ оснащена спортивной площадкой с оборудованием для лазанья. Имеется небольшой огород.
Обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными помещениями
Создание развивающей среды для детей 3-8 лет: каждая группа ДОУ представляет собой совмещённую столовую и игровую комнаты. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны.
В 2022 году Детский сад приобрел комплекс «Детской мебели».
Для организованной деятельности детей (занятия) в группах предусмотрены столы, стулья (по количеству детей). Групповое помещение зонально разделено: уголок для девочек, для мальчиков, зона дидактических игр, зона творчества, зона физического воспитания детей, зона музыкального воспитания и театрального творчества. Мебель в группе расположена таким образом, что дети могли организовывать игры различной подвижности, уединиться по интересам. Каждая зона оборудована необходимым материалом. В зависимости от возрастной группы, в игровых зонах расположено необходимое оборудование. В зоне «Дидактических игр» есть игры различных направлений в реализации программ: экология, предметный мир, ОБЖ, подготовка к школе (развитие речи, ФЭМП). Уголки творчества оснащены необходимым количеством наборов красок (акварель, гуашь), а также сопутствующим оборудованием (наборы бумаги для рисования, кисти для рисования в хорошем состоянии, непроливайки, подставки под кисти); наборами цветной бумаги и картона для конструирования и аппликации, а также сопутствующим оборудованием (ножницы, клеёнки, кисти для клея, салфетки); наборами пластилина для детского творчества (стеки, дощечки, салфетки).
Для свободного рисования есть карандаши заточенные, альбомы, восковые мелки, трафареты различной тематики, раскраски для девочек и мальчиков.
Игровые уголки оснащены необходимыми игрушками: куклы, машины, кубики большие, конструктор «Лего», тематические кубики, наборы «Посуда», «Парикмахерская», «Доктор».
В ДОУ созданы условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников. В каждой возрастной группе есть физкультурный уголок с необходимым оборудованием: обручи, кегли, гантели, ворота, прыгалки, дорожки, мячи большие и малые, мячи массажные, мячи-затейники, нестандартное оборудование для физического развития воспитанников – коврики-ориентиры, ленточки, оборудование для подвижных и спортивных игр. На территории ДОУ созданы условия для физического развития детей: спортивная площадка, спортивно-игровое оборудование. Спортивный зал в ДОУ отсутствует.
В ДОУ созданы условия для развития детей в музыкальной деятельности. Для проведения занятий, открытых мероприятий музыкальным руководителем используется музыкальный центр, магнитофон, синтезатор. Для работы имеется подборка с музыкальными произведениями различного характера, специфики, а также дидактические игры, музыкальные инструменты «Перкусьён», атрибуты и афиши для утренников и театральных представлений, методический и нотный материал. Музыкального зала в ДОУ нет.
Созданы условия для организации и проведения занятий с детьми по программе в каждой возрастной группе. ФЭМП: методический материал, раздаточный материал по обучению детей счёту, по ознакомлению с геометрическими фигурами, по ознакомлению детей с величиной предметов, длиной предметов. Наборы цифр для формирования представления о числе предметов, демонстрационная доска. Для работы на демонстрационной доске наборы демонстрационного оборудования для составления и решения задач, наборные полотна, дидактические игры, счётные палочки.
Развитие речи: подборка демонстрационного материала по обобщениям, плакаты различной тематики, картины, методическая литература, картотеки загадок, дидактические игры, игры с коррекционной направленностью.
Познавательное развитие: методический материал, картотеки экспериментирования, загадок, методические разработки, дидактические игры, подборка плакатов различной тематики, картины, раздаточный материал.
Уголки патриотического воспитания содержат Геральдику страны и области, в соответствии с возрастом детей, играми и наглядными материалами.
В ДОУ созданы условия для развития игровой деятельности. На участках есть оборудованные песочницы для игр в песке, выносной игровой материал (песочные наборы, машинки, прыгалки, мячи). В групповых помещениях выделено пространство для игры и имеется игровое оборудование. В ДОУ имеются игры и игрушки для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных, дидактических, театрализованных.
Доступная среда
Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели – создания "включающего" общества. "Включающее" образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать. Инклюзия касается всех детей детского сада, а не только тех из них, которые имеют трудности в развитии. Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.
Инклюзивное образование предполагает:
- изучение потребностей ребенка;
- определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
- создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Информация по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ № 15 города Орла.
Наличие специально оборудованных учебных кабинетов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ : 2 логопедических кабинета, 1 кабинета педагога – психолога.
Групповые помещения и оборудованные учебные кабинеты специалистов обеспечены мебелью, игровым оборудованием, дидактическими материалами и развивающими играми в достаточном количестве и в соответствии с возрастом детей. Помещения содержат материалы, направленные на развитие и коррекцию речевых и неречевых нарушений детей с ОВЗ - с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико - фонематическими нарушениями речи, с задержкой психического развития. Имеются необходимые игровые материалы, методические пособия для решения коррекционно - развивающих, воспитательно - образовательных, оздоровительных задач в каждой группе. Специалистами осуществляются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с ОВЗ, консультативная работа с родителями, педагогами. Развивающая среда групп постоянно обновляется в соответствии с комплексно - тематическим планированием педагогов.
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОЗВ:
- экологические зоны в каждой группе;
- зоны экспериментирования в каждой группе;
- книжные уголки в каждой группе;
- игровые зоны в каждой группе;
- дидактические зоны в каждой группе.
Специальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ адаптированной образовательной программой МБДОУ не предусмотрено.
Предоставление услуг на объекте МБДОУ № 15:
-Вход в здание оборудован кнопкой вызова сотрудника охраны. Доступ в здание осуществляется с помощью персонала.
Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
-В МБДОУ № 15 организовано 5 - ти разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Питание осуществляется в соответствии СанПин 2.3/2.4.3590-20. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
-В МБДОУ № 15 созданы все условия для охраны здоровья воспитанников согласно СП 2.4.3648-20